Сервисы ЖКХ
На нашем портале вы можете найти свою управляющую компанию, отправить в УК показания счетчиков и посмотреть информацию о любом жилом здании города.
Фото рядом
Наблюдайте за публикациями фото в соц. сетях поблизости! Найти нового друга теперь стало проще)

Сегодня, 12 июля, в Арсеньеве презентовали отреставрированный американский танк M4A2, более известный как «Шерман» (Sherman). Пролежавшая 73 года на дне Баренцева моря боевая машина вновь на ходу, а ее вооружение – в рабочем состоянии. Событие военные посвятили юбилею Восточного военного округа и предстоящему российско-американскому саммиту, который пройдет 16 июля в Хельсинки.

Танк M4A2 «Шерман» после легендарного отечественного Т-34 был вторым самым массовым танком Второй мировой войны. Всего их было произведено 49 234 единицы с февраля 1942 по июль 1945 года. Свое боевое крещение «Шерманы» получили в Северной Африке, когда в составе англо-американских войск участвовали в разгроме африканского корпуса генерала Эрвина Роммеля. На этом театре военных действий M4 оказались сильнейшими. А уже в 1942-1943 «американцев» переправляли в СССР по ленд-лизу, после чего те шли в бой на советско-германский фронт. В частности «Шерманы», которые советские солдаты между собой называли «эмча», от названия M4, принимали участие в Курской битве, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, Чехословакии и Австрии, а также в штурме Берлина.

Представленный в Арсеньеве восстановленный «Шерман» в боях поучаствовать не успел. В марте 1945 года в Баренцевом море судно «Томас Дональдсон» с грузом боевой техники направлялось в Мурманск, однако было торпедировано немецкой субмариной и ушло на дно вместе находившимися на борту самолетами, паровозами и танками. В итоге американские M4A2 пробыли под водой почти 73 года, пока их не нашли водолазы Северного флота. Боевые машины было решено поднять с морского дна, а один из них отправить на восстановление в Приморский край. Сперва «американца» доставляли самолетом Ил-76 военно-транспортной авиации во Владивосток, после чего перевезли в Арсеньев на базу хранения бронетанкового вооружения.

Здесь, по словам командира центральной базы хранения бронетанкового вооружения подполковника Дмитрия Кащаева, с апреля по июль кипела работа по возвращению к жизни старой боевой машины – от очистки танка от ржавчины, грязи и ила до замены деталей. Сперва «Шермана» предполагалось восстановить до 9 Мая, однако работ оказалось больше, чем ожидали реставраторы.

Трудились над танком, не жалея своего личного времени, военнослужащие, которым помогали опытные специалисты градообразующих предприятий Арсеньева ПАО «Прогресс» и ПАО «Аскольд». Все они, а также их родные и близкие, присутствовали на торжественной церемонии выкатки «Шермана» и демонстрации его ходовых возможностей. Среди гостей также были представители штаба ВВО и краевого военкомата. Перед публикой M4A2, который уже успел самостоятельно покинуть ангар, появился покрашенным в стандартный американский серый цвет, с левой стороны башни красовалась белая звезда и надпись USA, с правой – отечественный лозунг «За Родину!» Сверху на башне прикрепили два небольших флажка – СССР и США.

По команде экипаж занял места в танке, после чего «американца» завели, и он двинулся вперед. Во время демонстративного проезда вдоль трибун «Шерман» произвел холостые выстрелы из штатной 75-мм пушки, двух пулеметов калибром 7,62 мм, а также крупнокалиберного ДШК на башне (12,7 мм). Затем военные прошли торжественным маршем вокруг ретро-техники, а танк погрузили на трал.

Командир центральной базы хранения бронетанкового вооружения, подполковник Дмитрий Кащаев сообщил, что для его воинской части это исторический момент, хотя изначально военные не верили в возможность восстановления американского танка времен Второй мировой войны.

«Мы – потомки ветеранов и помним о той неоценимой помощи, которую оказал американский народ нашей стране в годы Великой Отечественной войны Когда его только привезли к нам, мы не поверили своим глазам и переживали, поскольку, когда начали его разбирать на части, выяснили, что практически все узлы и агрегаты были в негодном состоянии. Уверенность появилась, когда только сумели восстановить главную передачу, – рассказывает подполковник Дмитрий Кащаев. – Это первый уникальный случай в нашей части, когда мы восстанавливали "танк-иномарку". Мы нашли в интернете руководство на русском языке по ремонту этой машины. Они есть, так как американцы поставляли танки к нам вместе с документацией. Корпус и башня на восстановленном М4А2 – единственные оригинальные детали, ходовая часть тоже. Правда, гусеницы – уже отечественное ноу-хау. Внутренняя часть танка уже продумывалась и создавалась нашими умельцами. Много деталей приходилось вытачивать с нуля Двигатель здесь такой же, как на бронетранспортерах МТ-ЛБ».

Начальник управления технического обеспечения Восточного военного округа, генерал-майор Олег Лучанский сказал, что танк займет почетное место на пьедестале военной славы. Так, 3 и 4 августа «Шермана» покажут на выставке восстановленной техники в Хабаровске в честь юбилея ВВО.

«В ближайшее время он будет отправлен на выставку в Хабаровск, где будет показан в составе обширного парка восстановленной ретро-техники. А так стоять "Шерман" будет здесь, на территории воинской части. Периодически его будут демонстрировать на знаковых торжествах на территории ВВО в Хабаровском и Приморском краях и других зонах Дальнего Востока России», – уточнил генерал-майор Олег Лучанский.

Трудившихся над восстановлением «Шермана» наградили грамотами и благодарностями. Среди отмеченных – военнослужащие центральной базы резерва танков в Арсеньеве, начальники цехов и производства завода «Прогресс», а также ведущие инженеры и токари ПАО «Аскольд».

Отметим, по американским данным, всего в СССР было поставлено 4063 танка M4A2 (1990 единиц с 75-мм пушкой и 2073 – с 76-мм). Также направляли и другие модели – два танка M4A4.

Важным достоинством «американца» был установленный на башне зенитный пулемет. На приморском «Шермане» его место занял отечественный ДШК. Что касается бронирования, то М4 имели показатели большие, чем у советских аналогов. Ранние модели защищались 50-75-мм вязкой броней, которую советские солдаты хвалили, так как у отечественного Т-34-76 толщина защиты составляла 45-52 мм. Броня более новых «Шерманов», выпуска 1944-1945 годов, была увеличена еще больше – от 75 до 100 мм, в то время как на новых Т-34-85 толщина защиты была доведена до 45-90 мм.

Стоит отметить, что в СССР танки с ленд-лиза военные старались объединять в отдельные воинские подразделения, порой создавая целые корпуса, вооруженные только «Шерманами».

Максим Тихонов (текст), Валерия Кулешова (фото)

Как вам новость?
смешно
нравится
так себе
печально
я в шоке